Убеждения создают действительность

В ежедневной жизни мы с легкостью критикуем детей. Мы верим, что они изменят свое поведение, приняв наши слова близко к сердцу. Результаты такого рода усилий часто оказываются посредственными, а мы недоумеваем: почему это так? Отчего справедливо, честно и доброжелательно высказанные замечания не принесли никаких положительных эффектов? Почему ребенок, глухой к аргументам, продолжает совершать бессмысленные действия?

убежденияУбеждения создают действительность – один из многих способов влияния мысли на материю. Люди часто для удобства, а также для того, чтобы упорядочить мир, пользуются упрощениями, суевериями, стереотипами и предубеждениями. Это в большой степени влияет на восприятие мира.

Самый простой пример может касаться нашего отношения к человеку, которого на основании определенных предпосылок мы недолюбливаем. Вероятно, мы будем относиться к нему с большой сдержанностью, без открытости и готовности к контакту.

Такое поведение не останется без внимания другой стороны – чувствуя наше высокомерие, этот человек отплатит той же монетой. Он может оказаться холодным и отталкивающим, а у нас появится возможность утвердиться в правильности нашего убеждения.

Если мы заметим с его стороны действия, противоречащие сформировавшемуся у нас мнению, мы очень быстро о них забудем, поскольку такое поведение будет противоречить нашему стереотипу. Если же такой человек поведет себя грубо или невежливо, это будет замечено и, несомненно, использовано нами с огромной поспешностью.

У детей особенно часто наблюдается поведение, соответствующее ранее приклеенному ярлыку. По этой причине «спокойные» и «послушные» малыши ведут себя хорошо, «сорванцы» дерутся и ругаются, «способные» и «талантливые» достигают успехов, а «тугодумы» с трудом проходят очередные образовательные уровни.

Именно поэтому так важна огромная осторожность в вынесении отрицательных приговоров и суждений. Тем временем, как показывают исследования, соотношение критики и похвал, выражаемых родителями по отношению к детям, составляет 8:1.

У нашего критицизма деструктивный характер – малыш не в состоянии отличить справедливое порицание от несправедливого. Он воспринимает утверждения «ты растяпа», «ты никогда этому не научишься», «врунья» как объективные факты, а свое поведение приспосабливает к высказанным о нем суждениям.

Своими непродуманными и часто повторяемыми высказываниями взрослые могут вбить в голову маленького человека любую «правду» о нем. Поэтому так трудно достигнуть чего-либо ребенку, от которого никто ничего хорошего не ждет. Достаточно иметь не терпящих возражений и чрезмерно критичных родителей.

Оцените статью
Добавить комментарий