вДети

Механизм успеха, или отчего случаются поражения

Дети, верящие в свои почти неограниченные возможности, имеющие высокую самооценку, смело смотрят на мир вокруг себя. К превратностям судьбы они склонны относиться как к проблеме, которую надо решить, даже как к захватывающему вызову. Они охотно берутся за трудные дела, ведь их решение вполне реально.

успешный ребенок фотоОни подходят к заданиям с энергией, энтузиазмом и верой. Когда они действительно достигают успехов, их самооценка возрастает, а к знаниям, касающимся собственной персоны, добавляются убеждения: «Я умею решать сложные проблемы», «Я хороший дипломат» и т.д. Убежденные в своих силах, они готовы приступать к решению следующих, не менее сложных жизненных ситуаций.

Описанная последовательность событий повторяется многократно. Иногда случаются неудачи, но их, однако, относительно мало по сравнению с количеством успехов. Поэтому ребенок с высокой самооценкой не ищет причин поражений в себе, а в исключительно неблагоприятном стечении внешних обстоятельств.

Ребенок с низкой самооценкой часто охотнее всего отгородился бы от окружающего мира. Он не хочет принимать важные решения и предпринимать рискованные действия. Он не верит ни в свою счастливую звезду, ни в собственные знания и умения. Он заранее убежден (или, по крайней мере, сильно этого боится), что любая его активность обречена на провал. Таким образом, он выбирает самоустранение и пассивность.

Если обстоятельства сложатся так, что он должен будет начать действовать, он сделает это с большим нежеланием и внутренним сопротивлением. Он не вкладывает в свою активность ни энтузиазма, ни вовлеченности, относясь к наименьшей трудности как к предвестнику полной катастрофы. Результат очень часто не заставляет себя ждать. Оказывается, что усилие, предпринятое под давлением, без убеждения, совершенно неэффективно. Такой человек в очередной раз убеждается: «Я никуда не гожусь», «У меня ничего в жизни не выходит». Его низкая самооценка снижается еще больше, а готовность к преодолению трудностей близка к нулю.

Однако бывает и так, что вопреки пессимистическим предположениям ребенку удается достигнуть успеха. Это не подходит к укоренившемуся убеждению о собственных неудачах. В такой ситуации даже большие достижения он склонен умалять и приписывать случаю: «Мне абсолютно случайно удалось это сделать», «Это счастливое стечение обстоятельств».

Эффект нимба – это явление, заключающееся в том, что если кого-то оценивают положительно в определенной области, то существует тенденция к положительной оценке этого человека и в других сферах, и наоборот.

Похожие посты

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *