О многих опасностях, угрожающих нашим детям или уже случившихся, мы никогда не узнаем. Так бывает потому, что очень часто мы не слушаем того, что они говорят.
Следует внимательней относиться к их с виду невинным замечаниям типа: «Я не люблю с ним оставаться – у него глупые шутки», «С моим другом случилось что-то странное…», «Я не хочу, чтобы он меня обнимал» или неожиданным вопросам.
Конечно же, не стоит сразу затевать расследование, но, безусловно, следует поддержать тему и ответить на вопросы. Возможно, ребенку не хватает соответствующих слов для того, чтобы рассказать о пережитом, отсюда не совсем внятная формулировка. Скорее всего, он задает определенные вопросы, не желая говорить прямо о какой-то ситуации.
Возможно, это не касается его непосредственно, а проблема возникла где-то в его окружении. В таких случаях важно наше доверие и готовность принять то, о чем малыш хочет рассказать. Наше отношение должно быть ясным для ребенка. Мы не одобряем вечерних прогулок по парку, знакомств с чужими людьми на улице.
Конечно, сложно предусмотреть все опасные ситуации и подготовить к ним ребенка. Однако существуют такие, с которыми сталкивается каждый. Стоит их проанализировать и подумать, каким образом с ними справиться.
Ребенок, возвращающийся домой из школы, может стать жертвой преступника. Таких детей легко узнать хотя бы по ключам, которые они иногда носят, скажем, на шее. Доверием можно завладеть, обращаясь к ребенку по имени (если, например, у него подписан рюкзак, или перед этим он разговаривал под домом с товарищем). Опасным местом является лифт – в него можно войти вместе с ребенком.
Открывание дверей – также потенциально опасная ситуация. Неоднозначное отношение вызывают решетки и замки в коридорах, служащие защитой от возможных преступников. Они усложняют вход нежелательным гостям, но, если им это удается, плотно закрытое место превращается в капкан, из которого жертве сложно выбраться.
Большинство детей в возрасте 10-12 лет начинают самостоятельно перемещаться по городу. Они ездят трамваями и автобусами на различные занятия, в кино и т.д. К этому следует приготовиться. Подросток должен точно знать, где расположено место, в которое он собирается ехать. Предварительный просмотр карты города исключит поиски, расспросы о дороге, сокращение пути через подозрительные переулки, ограничит предложения провести или подвезти.
Стоит подумать о реакции в ситуациях непосредственной угрозы – при придирках, подкарауливании, нападениях. Основной принцип в таких случаях – не вступать в какие-либо дискуссии и направляться к месту, в котором находится много людей (магазин, учреждение). Если окрестность не совсем безлюдная, а нападающий один, можно попробовать поднять тревогу.
Кроме того, ребенок должен знать, что во многих ситуациях его шансы минимальны. Следовательно, не стоит начинать борьбу за часы, кошелек или фирменную куртку.